Система материальной мотивации сотрудников: виды, способы, преимущества и недостатки

Многие годы ведутся разработки для повышения результативности труда. Экономисты и управленцы внедряют всё новые виды поощрительных процедур. Материальная мотивация является на сегодняшний день самым действенным способом, по сравнению с иными видами, побуждающими к высокой производительности труда.

Мотивация

Понятие материальной мотивации

Материальная мотивация представляет собой гарантированность работодателем выплаты дополнительных денежных средств взамен улучшения производственных показателей. В советское время, несмотря на плановый подход к экономике, хорошо проявляла себя материальная мотивация по выполнению и перевыполнению плана производства.

В реалиях современной действительности многие работодатели, озадаченные повышением прибыли, стремятся к тому, чтобы сотрудник не только приходил на работу и выполнял свои должностные обязанности, но и вдобавок стремился к тому, чтобы его деятельность напрямую влияла на рост банковского счета фирмы.

При этом важно стремиться к тому, чтобы поощрение затрагивало не только представителей руководящего звена, но и приводило к росту трудовой активности среди рядовых сотрудников.

Цели и задачи

Цель поощренияПоскольку такой вид мотивации сопряжен и напрямую влияет на прибыль, можно выделить несколько целей:

  • повышение уровня профессионализма персонала за счет поощрения высококвалифицированных кадров;
  • направленность на удержание коллектива в тонусе, стимулирование преданности по отношению к руководящему составу;
  • дисциплинированность поведения в рамках соблюдения трудовых обязанностей;
  • улучшение финансовых показателей в целом.

Цели всегда подкреплены соответствующими задачами:

  1. Повысить качество оказания услуг или выполнения работ через постановку сложных производственных задач.
  2. Предложить через материальную помощь повышенную социальную защищенность.
  3. Через призму трудовых гарантий повысить репутацию фирмы, как среди конкурентов, так и в глазах контролирующих органов (в зависимости от специфики рода деятельности).
  4. Повысить микроклимат в коллективе и улучшить взаимосвязь между подразделениями и отделами.

Важно! При выборе стратегии мотивации труда следует ориентироваться на выше обозначенные цели и задачи.

Виды и способы

Методы мотивацииМотивировать персонал можно различными способами, важное место среди которых занимает заработная плата. Человек предоставляет работодателю свои труд и умения исключительно за финансовое вознаграждение. В зависимости от конкурентной оплаты труда в фирме, подбирается определенный «контингент». Чем выше оклад, тем выше вероятность набора в штат высококвалифицированных специалистов.

Читайте также  Способы мотивации продавцов розничной сети

Помимо оклада, существует понятие тарифной ставки. Этот вид финансового обеспечения применяется в тех случаях, когда время нахождения на работе может быть использовано для выполнения определенного набора операций. Чем выше тарифная ставка, тем больше шансов, что сотрудник будет стараться перевыполнить план по производству или оказанию определенных услуг.

Следующим видом стимуляции является выплата гарантированных премий в случае повышенной производительности труда. Премии могут начисляться ежемесячно, но это необязательно. Руководство обычно составляет локальный нормативный акт о премировании и знакомит с ним персонал. Существующее понятие «тринадцатой зарплаты» является ничем иным как премией по итогам года. Если в компании четко выстроена стратегия внедрения стимулирующих процедур, то, скорее всего, наличествует и система определения (аналитики) субъекта, на кого она будет направлена.

Определено, что премии являются самым действенным способом стимулирования коллектива.

Также следует выделить не прямые, а косвенные материальные поощрения, которые выражаются в тратах руководителя на социальное обеспечение членов коллектива. Это могут позволить себе, в основном, крупные компании с большим финансовым оборотом. Так, юридическое лицо перекладывает на себя какую-то часть оплат самого сотрудника. Примерами нематериального мотивирования являются:

  • оплата корпоративного тарифа сотовой связи;
  • компенсация затрат на проезд (предоставление трансфера на работу);
  • организация питания на производстве;
  • компенсация или погашение платежей за обучение по профилю должности;
  • организация отдыха в период отпуска;
  • оплата полиса ДМС, который сотрудник может реализовать для восстановления здоровья в любом медицинском учреждении;
  • организация и курирование негосударственного пенсионного фонда.

Это основные из известных примеров косвенной, то есть нематериальной заинтересованности среди сотрудников одного звена.

Далее можно выделить подарки. В некоторых фирмах существует положительная практика по организации повышенного материального обеспечения юбилярам или ежегодное поздравление именинника с днем рождения (иной памятной для сотрудника даты). Даже при условии символичного характера подарка следует учитывать, что сотрудник сочтет его за уважение и почет со стороны руководства.

Не денежной формой мотивации также называют штраф. Он носит, скорее, карательный, нежели стимулирующий мотив. Однако он удачно применим, когда дисциплина коллектива в целом не подпадает под рамки рода деятельности. Режим рабочего дня должен быть эффективно использован работниками, поэтому его нарушение может привести к уменьшению оклада или тарифной ставки, не говоря уже о начислении премиальных выплат.

Читайте также  Об инструментах мотивации персонала, практическое применение

Такими видами и способами мотивации позволено руководствоваться управленцам и нормами трудового законодательства. Однако перечень этот не является исчерпывающим и может дополняться или не учитываться работодателем.

Принципы построения системы

Формирование системыВдобавок к целям и задачам должны соблюдаться принципы и методы общей системы трудовых взаимоотношений в коллективе, способные мотивировать развитие благоприятной трудовой среды:

  1. Взаимозависимость поощрений и ответственности.
  2. Увеличение размера оплаты труда по истечении определенного промежутка времени.
  3. Рост прибыли должен фактически отражаться на довольствовании сотрудников.
  4. Премирование должно производиться в соответствии с четкими условиями, а не по предпочтениям руководителя.

Правила применения

Перед тем как применять тот или иной вид стимулирующих процедур, следует обеспечить четкое ранжирование сотрудников. Это действие отвечает принципу соотношения ответственности. Рядовые сотрудники благодаря такой градации должны стремиться повысить свою квалификацию для увеличения не только оклада, но и для продвижения по служебной лестнице. Применение материальной мотивации обеспечивает постоянное повышение квалификации, приобретение и закрепление новых навыков и появление новых стремлений (больше получать, быть авторитетнее коллег и так далее).

Применяться правила назначения мотивирующих процедур должны в соответствии с локальным актом. Это позволит сотрудникам чувствовать себя уверенно даже при отсутствии профсоюзной организации и условии назначения оплат в соответствии с фактически исполненными трудовыми обязанностями.

Преимущества и недостатки

Преимущества всегда отражаются не только на материальном благосостоянии персонала, но и способствуют моральному удовлетворению личности от пользы приносящей компании. Также можно отметить наличие здоровой конкуренции в коллективе, которая способствует увеличению эффективности выполнения трудовых функций.

К недостаткам применения материального стимулирования можно отнести отсутствие гарантий достаточно высокой оценки молодых специалистов, а также оценки труда специалистов творческих профессий.

Таким образом, применение денежных и не денежных видов поощрений, чтобы стимулировать сотрудников, позволит не только избежать текучки кадров, но и увеличить объемы производства или приток новых клиентов за счет повышения дохода предприятия в целом. Совершенствование методов мотивирования зависит от специфики рода деятельности предприятия.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-16 (МСК), +7 (812) 425-68-97 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации