Цели, виды, принципы и способы нематериальной мотивации сотрудников

Для повышения работоспособности персонала требуется использовать мотивацию. С помощью нее можно повлиять на людей, повысить качество выполняемой деятельности и обрести преданных сотрудников. Нематериальная мотивация является неотъемлемой частью системы стимулирования работников. Поэтому начальник должен знать основные способы и разумно их использовать. Только тогда можно успешно мотивировать людей и привить им желание трудиться.

Мотивация

Понятие нематериальной мотивации

Нематериальная мотивацияМотивация бывает двух основных видов: денежная и нематериальная. Первый вариант достаточно простой и понятный, и в этом случае руководитель вводит денежное поощрение. Допустим, если сотрудник будет выполнять определенные задачи, тогда он будет получать премии и бонусы к окладу. Однако проблема денежного метода в том, что человек может уйти в ту компанию, которая предложит более высокую оплату.

Именно поэтому потребуется нематериальное стимулирование. Его суть заключается в том, что человека мотивируют без использования денежных средств. Для данного способа используется психологическое воздействие, и именно благодаря нему повышается трудоспособность. Безусловно, нельзя использовать один и тот же способ для всех сотрудников. Правильнее всего будет разобрать индивидуальные особенности каждого работника, и уже в соответствии с ними подбирать метод. Но для этого нужно понимать, как именно можно использовать нематериальную мотивацию.

Цели и задачи

Если человек работает на компанию только ради денег, тогда такой сотрудник будет считаться ненадежным. Поэтому цель немонетарного стимулирования – не только улучшить работоспособность, но и добиться преданности от персонала. Безусловно, сделать это не так просто, зато при правильном подходе можно заполучить действительно хорошего работника.

Цели:

  1. Снизить численность увольнений.
  2. Привлечь ценных кадров в компанию.
  3. Улучшить качество выполняемого труда.
  4. Добиться, чтобы персонал был удовлетворен условиями работы.
  5. Создать хороший климат в коллективе.
  6. Помочь сотрудникам осознать престиж фирмы, в которой они работают.

В целом немонетарное мотивирование сотрудников позволяет добиться хороших результатов. Для этого желательно использовать сразу несколько способов с ориентировкой на каждого работника. Тогда можно будет с большей вероятностью достичь нужного эффекта.

Читайте также  Основные принципы и подходы мотивации персонала

Виды и способы

Публичная похвалаНематериальная методика включает в себя две разновидности воздействия на сотрудников. Их обе и нужно использовать, если руководитель желает улучшить качество труда. Существуют следующие виды стимулирования: организационные формы и психологические способы. Разберемся подробнее, в чем именно они проявляются.

Организационные методы:

  1. Необходимо вовлечь сотрудников в дела фирмы. Например, дать право голоса во время решения вопросов социального характера.
  2. Предоставить шанс приобрести навыки, которые люди смогут использовать в будущем.
  3. Дать возможность людям проявить себя в творческом плане во время выполнения обязанностей.

При этом не стоит забывать про инструмент морального воздействия. В этом случае нужно позволить человеку гордиться своими рабочими достижениями. Сотрудники должны понимать важность труда, который они выполняют. Также полезно будет наличие вызова. Некоторым людям необходимо доказать себе и другим, что они могут хорошо выполнять даже сложную работу.

Важно! Обязательно нужно создать хорошую атмосферу в коллективе, чтобы люди комфортно себя в нем чувствовали. Тогда им будет значительно приятнее трудиться и захочется лучше выполнять рабочие задачи.

Как можно стимулировать без денег:

  1. Публичная похвала. Полезно хвалить сотрудников, которые это действительно заслужили. Причем нужно это делать при остальных. Тогда у других будет повод лучше стараться.
  2. Соревнование. Стоит устроить конкурс на работника месяца либо схожее соревнование. Также можно назначить приз за выполнение какого-либо достижения, чтобы у людей была мотивация стараться и лучше работать.
  3. Перспективы. Персонал должен понимать, что у них в компании возможен карьерный рост и есть перспективы развития. Тогда у них будет меньше желания уйти в другую фирму.
  4. Повышение квалификации. Для новых сотрудников стоит устраивать обучение, а для старых работников обеспечить повышение квалификации. Тогда можно будет улучшить качество выполнения задач.
  5. Улучшение условий труда. Людям должно быть комфортно на работе, чтобы им не хотелось уйти в другое место. Поэтому сам начальник должен нормально относиться к персоналу, а также позаботиться о создании хороших условий.
  6. Особые условия. Если человек хорошо работает, тогда можно дать ему дополнительный выходной, создать гибкий график или обеспечить иные бонусы. Тогда удастся добиться эффективного труда, а также повысить лояльность работника.
  7. Интересные задачи. Стоит взять за обычай давать сотрудникам любопытные задачи, в которых они могут проявить себя. Данный фактор позволит им включаться в работу и лучше стараться.
Читайте также  Особенности мотивации отдела закупок

Для офисных работников применимы все вышеописанные способы и методы мотивации действующего персонала. Также некоторые из указанных вариантов можно использовать для сотрудников из других сфер деятельности.

Принципы построения системы

Хорошая мотивационная система, не зависящая от денег, будет строиться на определенных принципах. Недостаточно знать примеры стимуляции, нужно также понимать принцип психологического воздействия. Ярким примером является пирамида потребностей Маслоу, она поможет понять, что необходимо персоналу.

Людям требуется следующее:

  1. Физиологические потребности. К примеру, должный уровень зарплаты.
  2. Защита и безопасность. Потребуется обеспечить хорошую атмосферу в коллективе.
  3. Социальная потребность. Должна быть поддержка от коллектива, возможность общения.
  4. Уважение. Работники нуждаются во внимании и оценке заслуг.
  5. Самореализация. Необходима возможность карьерного роста, а также шанс заниматься креативной деятельностью.

При построении следует ориентироваться на все описанные потребности. Тогда удастся создать хорошую систему мотивации.

Правила применения

Применение поощренийОсобенность нематериальной стимуляции заключается в том, что нужно найти индивидуальный подход к каждому сотруднику. Это основное правило применения системы. Поэтому важно проанализировать, что нужно каждому работнику.

Использовать стоит сразу несколько способов воздействия на коллектив. Они применимы как для России, так и для других стран. Также следует регулярно пересматривать систему и, при необходимости, ее обновлять.

Преимущества и недостатки

У немонетарной мотивации есть свои положительные и отрицательные стороны. Из плюсов можно выделить экономию материальных ресурсов фирмы, возможность сплотить коллектив. Также данный способ стимуляции отлично дополняет денежную мотивацию.

Из минусов – необходимость найти подход к каждому сотруднику. Ведь иначе не удастся должным образом повлиять на персонал. Также недостаток в том, что руководители часто не уделяют должного внимания не денежной системе. А без нее не удастся добиться максимальной трудоспособности от коллектива.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-16 (МСК), +7 (812) 425-68-97 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации