Порядок организации кабинета охраны труда

Кабинет охраны труда – специально организованные квадратные метры, которые предназначены для обучения работников предприятия соблюдению техники безопасности, правилам предупреждения травматизма, принципам предоставления первой медицинской помощи. Законодательством РФ уделяется пристальное внимание к выполнению данного требования, предусмотрены санкции за его нарушение.

Кабинет охраны труда

Правовые основы

Кабинет по охране труда должен быть оборудован на всех категориях предприятий. Это закреплено в Трудовом кодексе РФ. Но основным документом, на основании которого происходит оформление на предприятии кабинета по охране труда, является Постановление с рекомендациями касательно условий деятельности. В зависимости от численности фирмы и уровня опасности выполняемых работ, различают две разновидности организации:

  • если количество работников составляет менее 100 человек, а производство не относится к категории особо опасных, то организовываются уголки охраны труда;
  • в других ситуациях должен присутствовать кабинет охраны труда.

Это разделение условное, но руководство должно организовать на фирме кабинеты по изучению теоретических основ соблюдения безопасности. Административное право Российской Федерации предусматривает юридические санкции за уклонение от создания помещения в пределах учреждения. Если кабинет охраны труда отсутствует, к администрации фирмы будет применен штраф в размере 1-5 тысячи рублей. Дополнительно взимается сумма штрафа с предприятия, в том числе и с ТОВ, и в целом она будет варьироваться от 30 до 50 тысяч.

Основные нормативы

Кабинет охраны трудаКак организовать кабинет охраны труда, каждый руководитель решает сам, но законодательство РФ предлагает примерную схему, которая является наиболее удобной и эффективной. Требования оформлены в виде рекомендаций, и за самовольную смену некоторых положений дисциплинарная ответственность не наступает.

Параметры

Кабинеты охраны труда могут быть представлены одной или несколькими комнатами, каждая из которых предназначена для проведения занятий и проверки знаний. К размеру помещения выдвигаются требования:

  • минимальная квадратура помещения не должна быть меньше 24 м2, когда на предприятии трудоустроено менее 1000 работников;
  • рекомендуется создание кабинета охраны труда крупного размера при большей численности штата, где на каждую тысячу работников выделяются по 6 дополнительных квадратов.
Читайте также  О нюансах прохождения обучения по охране труда

Размеры комнат могут быть и другими: если на предприятии организованы рабочие подразделения, которые имеют разные специализации и несхожие производственные условия, возможно, занятия для каждой группы работников будут проводиться отдельно. Тогда и создавать более объемное помещение не следует.

Оснащение

Главная задача помещения – создание возможности по обучению служащих, осуществляющих трудовую деятельность, по основам самозащиты от производственных травм на предприятии. Порядок оснащения кабинетов должен быть соответствующим.

Согласно рекомендациям правительства РФ, необходимо оформить учебную зону и отдельное пространство с партами (столами) и стульями, на которых смогут разместиться работники. Что касается учебной зоны, то в помещении охраны труда рекомендуется разместить настенную доску для записей, а также расположить на стенах выписки из методических материалов по периметру.

Кроме того, создается кафедра для работы руководителя. Это возвышение, с которого будет проводить лекцию ответственный сотрудник. Расположение кафедры должно быть максимально удобным, чтобы обучающиеся могли увидеть наглядные материалы, которые будут показаны. Материалами могут быть литература, видеофильмы, фотографии, аудиолекции. Для показа фильмов нужны аппаратура и электроснабжение помещения. В организации рекомендуется предусмотреть шкаф или сейф для хранения обучающего материала.

Рабочий режим

Требования к порядку осуществления деятельности создаются индивидуально на каждом предприятии в зависимости от производственных возможностей и нужд. Но необходимо предусмотреть возможность свободного пользования кабинетом охраны труда в рабочее время.

Эксплуатация

Кабинет охраны трудаОхрана труда в кабинете может осуществляться по нескольким важным направлениям:

  • ознакомление трудового коллектива с возможностями личной юридической защиты в вопросах, связанных с безопасностью на производстве;
  • доведение до всеобщего внимания изменений в действующем законодательстве касательно требования соблюдения трудовой дисциплины;
  • ответственный работник осуществляет помощь служащим при возникновении вопросов, связанных с соблюдением техники безопасности.

Примерный список мероприятий, который может быть организован для работающих на производстве:

  • ознакомление с теоретическими основами;
  • проведение инструктажей перед допуском к труду;
  • проверка знаний и навыков;
  • аналитическая деятельность вопросов, связанных с охраной труда.

Иная структура

Кабинет охраны трудаЕсли нет возможности оборудовать отдельное помещение, можно организовать какой-либо уголок, который представляет собой оформленный методическими материалами общедоступный промежуток стены.

Важно! Допускается использование уголка охраны труда на всех предприятиях, даже с большой численностью работников и опасными условиями труда. Но пространство должно нести максимально полезную смысловую нагрузку для трудящихся.

Его положение не требует дополнительных квадратных метров. Это может быть как стационарный стенд, так и переносной, на котором располагаются основные методические материалы. Следует дополнять имеющиеся документы новыми изменениями и правилами.

Читайте также  Правила проведения мероприятий по охране труда и технике безопасности

Уголок должен информировать служащих о таких вопросах:

  • время и порядок работы кабинета охраны труда, если он есть на предприятии;
  • графики занятий и инструктажей, место их проведения;
  • внутренние и общие законопроекты, которые приняты в сфере обеспечения техники безопасности трудящихся;
  • указание основных факторов риска на производстве;
  • отображение фактов последних существенных нарушений;
  • информация о самых крупных авариях и травмах, которые стали результатом самоуверенности и невнимательности служащих.

Материалы

Действующие рекомендации требуют, чтобы уголок состоял из перечня информативных материалов, которые могут быть дополнены ведомственными документами и обучающими файлами. Типовая тематическая структура кабинета охраны труда подразумевает наличие следующих бумаг:

  • общие законы и ведомственные распорядительные акты;
  • обучающие материалы о порядке осуществления охранной деятельности;
  • предупреждение о возможных опасностях;
  • ознакомление со средствами и способами самозащиты.

Необходимость организации специального помещения с информативными материалами обусловлена и тем, что в случае производственной травмы служащих работодатель сможет доказать свое ответственное отношение к вопросам охраны труда работников, а также предъявить ведомость ознакомления служащих со всеми материалами и доказать факт регулярного обучения.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-16 (МСК), +7 (812) 425-68-97 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации