Порядок правильной организации охраны труда на предприятии

Статья рассказывает, как осуществляется организация охраны труда на предприятии, разъясняет нюансы законодательства.

Организация охраны труда на предприятии 

 

Нужна ли охрана труда на предприятии

Обучение при устройстве на должностьНебольшим предприятиям специальная служба не нужна, но если трудится более пятидесяти человек, то нужно создать специальное подразделение, цель которого – охрана труда в организации. Обязанность для компании организовать безопасное производство определена ст. 217 Трудового кодекса.

Когда на фирме трудится менее пятидесяти человек, сам руководитель может контролировать процесс, также это могут делать уполномоченный сотрудник или компания, работающая на аутсорсинге.

Необходимо организовать специальное обучение для уполномоченных специалистов. Требуется обучение при устройстве на должность, в дальнейшем раз в три года. Обучение нужно, когда в компании числится не менее трех человек.

Особенности обучения

Каждый сотрудник, который трудится в учреждении, должен пройти соответствующее обучение и инструктаж.

Специалисты рабочих профессий обучаются один раз в течение года.

Заново нужно обучаться работе, если был перерыв в деятельности. Сроки обучения устанавливаются правовыми актами.

Начальники и служащие учатся один раз в три года. Специалисты по безопасности трудовой деятельности повышают свой уровень каждые пять лет.

Для повышения уровня квалификации отводится шестнадцать часов. Чтобы пройти профессиональную переподготовку, нужно потратить двести пятьдесят часов. Сроки обучения устанавливаются Министерством образования. Приказ № 1 датирован июлем 2013 г.

Как организовать мероприятия в компании

Выбор ответственного за охрану труда на предприятииРуководитель фирмы решает, сколько специалистов будут решать организационные моменты. Количество специалистов зависит от численности организации, опасности производства и иных факторов.

Инструкции о том, как наладить процесс, дает Минтруд. На заводах служба охраны трудовой деятельности подчиняется непосредственно руководителю.

Важно! С самого начала необходимо решить важный организационный момент: кто именно будет нести ответственность за организацию работы по охране труда. Ответственным лицом можно назначить директора, отдельное подразделение или специалистов.

Также можно договориться со сторонней фирмой о решении организационных моментов.

Читайте также  Периодичность и особенности проведения повторного инструктажа по охране труда

Решать вопросы вполне может один специалист, если численность работников составляет не более семисот человек. При этом никто не занят на опасных производствах.

Инструкция по организации охраны труда

Пример приказа о создании комиссии по ОТОрганизация охраны труда на предприятии осуществляется в несколько этапов.

5 необходимых действий:

  1. Директор фирмы подписывает распоряжение, цель которого: охрана труда на производственном предприятии. Приказом утверждается создание службы ОТ.
  2. Определяется сотрудник, которому подчиняется служба. В большинстве случаев руководство остается в руках директора.
  3. Скорректировать штатное расписание. Необходимо дополнить локальный акт, положение о том, что создается новое подразделение.
  4. Составить положение, где указаны направления деятельности подразделения, специалисты которые в него входят.
  5. Напечатать инструкции по охране труда. Документы необходимо составить согласно Единому квалификационному справочнику.

Можно и обойтись без создания целого подразделения, когда компания небольшая. Если в фирме трудится менее пятидесяти человек, то можно возложить обязанности на одного из сотрудников по совместительству. Обязательно следует дополнить штатное расписание должностью специалиста, основная задача которого ˗ организация работы по охране труда на предприятии.

Как передать обязанности по охране труда

Перечень работ по охране труда указывается в соглашении, которое подписывает совместитель. Обязанности выполняются в течение времени, свободного от основной работы. Первоначально необходимо ознакомить самого специалиста с действующими локальными актами по защите трудовой деятельности.

Когда руководитель предприятия принимает на себя деятельность по защите трудящихся, то никакого приказа издавать не нужно. Ведь начальник итак должен нести ответственность за организацию безопасной работы своих подчиненных.

Руководители и простые специалисты проходят обучение наравне друг с другом. Первый инструктаж проводится в течение первого месяца трудоустройства, в дальнейшем мероприятия осуществляются не меньше, чем один раз в три года.

Новый руководитель допускается к работе только после того, как будет пройден полный инструктаж. Человека должны ввести в курс дела, как должно осуществляться безопасное производство.

Какие задачи решает подразделение по безопасности трудовой деятельности

Политика в области охраны трудаНа предприятиях служба выполняет целый комплекс мер, направленных на то, чтобы создать условия работы, безопасные для жизни и здоровья людей.

Отдел взаимодействует с другими органами, которые решают аналогичные задачи.

Читайте также  О нюансах прохождения обучения по охране труда

Если работники или работодатель проявит инициативу, то можно создать специальный комитет по охране труда. В состав этой организации включаются представители от работодателя, а также другие специалисты.

Основная задача комиссии – это проверка условий, в которых работают специалисты, выявление факторов опасности. По результатам проверки соответствующие дополнения вносятся в коллективный договор.

Основные задачи службы охраны труда

Наименование функцииОсобенности
ИнформационнаяПрофилактика несчастных случаев на производстве. Зачастую происходят неприятные ситуации, потому что работники и руководители не обучены основным принципам деятельности. Не зря говорят: кто предупрежден, тот вооружен. Поэтому служба предупреждает работников о том, как правильно себя вести на производстве. Обучает корректному использованию защитных приспособлений.
КонтролирующаяНеобходимо не только разъяснить правила поведения сотрудникам, но и контролировать их выполнение.
ИсследовательскаяНеобходимо изучать и применять опыт других компаний, в том числе и зарубежный опыт.
УправленческаяОрганизация систематической работы по охране труда в организации нацелена на то, чтобы проверять, как работники исполняют предписания. Формальное отношение к правилам зачастую служит причиной гибели людей.

Отвечает за деятельность службы директор предприятия. Каждый сотрудник отвечает за выполнение обязанностей.

Цели создания кабинета защиты трудовой деятельности

Оборудованный на предприятии кабинет с литературой по охране трудаРуководство по охране труда ведется Минтрудом. Когда в фирме трудится более ста человек, то рекомендуется создать специальный кабинет. Кабинет создается для создания безопасных условий трудовой деятельности.

Для проведения разъяснительных мероприятий создается отдельный кабинет. Он оснащается специализированной литературой и материалами. Чем больше трудящихся в компании, тем больше должна быть площадь кабинета.

Кабинет нужен, чтобы консультировать персонал, проводить разъяснительные мероприятия, инструктаж.

Когда речь идет об уголке, имеется в виду небольшая витрина или стенд. Здесь располагается компьютерная графика, плакаты, указывается время проведения инструктажей.

Специалист утверждает план по выполнению мероприятий, контролирует ход их исполнения. К деятельности привлекают государственные органы по охране труда, общественные организации.

Документы для организации безопасного труда

Документация отражает, какие разъяснительные мероприятия проводились с персоналом. Указываются результаты осмотра оборудования, прохождения медицинских осмотров специалистами.

Результаты оформляются в виде приказов, карточек, положений, списков.

Читайте также  Перечень журналов по охране труда, которые должны быть на предприятии

Таблица перечисляет основную документацию

Название документаНюансы
РаспоряжениеРаспоряжением подтверждается создание службы, назначение ответственных лиц. Также утверждаются инструкции и члены комиссии.
ПоложениеЗдесь пишется о порядке проведения особо опасных работ, разрабатываются инструкции. Определяется система работы подразделения, занимающегося безопасностью труда.
ЖурналЭтот документ нужен для фиксации несчастных случаев, произошедших в компании, учета выдачи инструкций и возникновения профессиональных заболеваний.
АктАкт составляется для фиксации расследования несчастного случая. Необходимо уточнить условия, при которых случилось происшествие. Для этого составляется акт.

 

Также составляются планы. В них фиксируются результаты проверки, а также перечисляются работы, которые будет необходимо выполнить.

На какие документы обращается внимание при проверке

Журнал регистрации несчастных случаев на производствеПрежде всего, просматривают документацию, связанную с фиксацией несчастных случаев на производстве.

Комиссия обращает внимание, были ли составлены акты расследования, выдавалась ли спецодежда.

Необходимо правильно организовать делопроизводство, тогда не возникнет проблем при проверке.

Начинать документооборот нужно с положения о создании подразделения, фиксации выдачи спецодежды и специальных средств защиты.

Резюме

Защита трудовой деятельности работников – это, отнюдь, не праздный вопрос.

Необходимо создать подразделение, которое будет следить за безопасностью, обеспечить отдельный кабинет. Оснастить его необходимыми материалами.

Разъяснительные мероприятия помогут работникам быть в курсе правил поведения на производстве, научат пользоваться средствами защиты.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-16 (МСК), +7 (812) 425-68-97 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации