Прием на работу
Прохождение медосмотра при приеме на работу
Медосмотр при приеме на работу – где он проходится, и на каких должностях он обязательно требуется? Кто несет за него...
Особенности процедуры приема на работу
Для быстрого и грамотного оформления новых работников разумно придерживаться общего порядка приёма на работу с применением стандартного перечня документов
Порядок приема на работу иностранных граждан в 2018 году
Вопросы, сопровождающие прием на работу иностранных граждан в 2018 году, пошаговая инструкция их решения. Влияние статуса иностранца.
Особенности заполнения уведомления о приеме на работу иностранца
Уведомление о приеме на работу иностранного гражданина. Как заполнить и подать уведомление в миграционную службу. Ответственность работодателя.
Методы проверки сотрудника службой безопасности при приеме на работу
Информация о том, что проверяет служба безопасности при приеме на работу. Основные методы, используемые специалистами службы. Проверка при приеме в...
Пример заявления о приеме на работу сотрудника по совместительству
Заявление о приёме на работу по совместительству – образец этого документа предоставлен читателю в данной статье. Заявление имеет характерные особенности.
Порядок и особенности приема на работу инвалида
Вопросы, которые создаются для приема на работу инвалида. Документы для предоставления льгот сотрудникам с ограниченными возможностями.
О вариантах отказа в приеме на работу 
Как отказать в приеме на работу, чтобы не нарушить нормы законодательства. ТК РФ предлагает ограниченные основания уклонения от трудоустройства.
Порядок проведения собеседования при приеме на работу
Чтобы объективно оценить соискателя, нужно знать, как проводить собеседование при приеме на работу, какими методами пользоваться, какие вопросы задавать.
Особенности написания заявления о приеме на работу
Прошение о трудоустройстве не является обязательным, и ТК не определяет, как написать заявление о приеме на работу. Работодатель предлагает свои...
Показать ещё

Прием на работу

Прием на работу, а именно документальное оформление – это наиболее частая процедура, с которой сталкиваются работодатели и служащие кадрового аппарата. Но это не повод самоуверенно подходить к процессу и пренебрегать основными правилами, поскольку неверное выполнение инструкции может повлечь за собой санкции со стороны налоговых или же правоохранительных органов.

Прием на работу

Основы

Организация собеседований с претендентамиПод понятием трудоустройства подразумевают алгоритм последовательных действий, который начинается с момента подачи соискателем заявления о приеме и до начала фактического выполнения своих трудовых обязанностей.

Что касается субъектов, занятых во время процесса, то львиная доля обязанностей ложится на плечи кадровых работников, чья функциональная обязанность направлена, непосредственно, на заполнение свободных вакансий. Кадровик проводит следующие мероприятия:

  • организация конкурса на замещение вакантной должности, о чем в локальных средствах массовой информации размещаются объявления;
  • формирование списка основных требований к кандидатам с привлечением руководителей подразделений, в чей штат планируется набирать пополнение;
  • организация собеседований с претендентами;
  • отбор кандидатов, которые прошли тестирования на соответствие свободной вакансии;
  • организация интервью между соискателем и главной администрацией предприятия.

Решающий голос о принятии или отказе в приеме на работу принимает непосредственный руководитель всей фирмы, и волеизъявление начальства оформляется в виде официального документа (уведомление об отказе или приказ о трудоустройстве).

Основания

Подписание трудового договораВозникновение трудовых правоотношений между сторонами должно быть санкционировано руководством, но только при личном на то согласии кандидата. Привлечь к труду гражданина против его воли не может никто. Поэтому желательно начинать порядок приема на работу с подачи заявления на замещение конкретной вакантной должности.

Согласно нормам трудового законодательства, заявление не является обязательным документам, но его наличие (написанное от руки желающим получить работу) подтверждает, что гражданин сам, без чужого принуждения, желает попасть в рабочий штат фирмы. Но, несмотря на присутствие ходатайства, основополагающим документом является трудовой договор. Это двухстороннее соглашение между фирмой в лице руководства с одной стороны и физическим лицом, желающим приступить к работе – с другой, в котором отображаются все существенные правила и условия выполнения труда на производстве, а также выполнения оплаты за проделанный труд. Только контракт может подтвердить то, что стороны ознакомлены со всеми принципами работы и согласны на предусмотренный порядок. В таком случае, при возможном возникновении судебных споров у каждого из участников будет веское доказательство своей точки зрения.

Также контракт имеет ряд существенных преимуществ и гарантий. А именно:

  • гарантия для сторон, что на протяжении всего периода действия соглашения, сторонами будут выполняться установленные обязательства;
  • фиксация ограниченного спектра служебных обязанностей, а также подлежащих замещению должностей;
  • возможность обоих участников согласовать индивидуальные условия выполнения работы.

Подписанный контракт является единственным официальным документом, в котором фиксируются обоюдные права и обязанности сторон, действующие на протяжении всего существования контракта.

Стадии

Личное обращение кандидата в кадровый отдел фирмы с заявлением на трудоустройствоЧто характерно, трудоустройство является простой, но последовательной процедурой со строго очерченным порядком действий. А именно, можно выделить такие этапы приема на работу:

  • личное обращение кандидата в кадровый отдел фирмы с заявлением на трудоустройство (если замещение вакантной должности происходит на конкурсной основе, то выдается заключение комиссии, проводившей  отбор);

Важно! Подача заявления не является обязательной, поэтому допускается начало процедуры трудоустройства и без направления ходатайства от соискателя. Но, если таковое и подается, то оформляется обращение в свободной форме, но с обязательным указанием личных персональных данных, реквизитов фирмы и должности, на какую претендует гражданин.

  • оформление документов при приеме на работу и их предоставление работнику кадров;
  • детальное изучение локальных распоряжений и уставов, а также списка личных трудовых обязанностей (ознакомление обязательно должно идти перед процедурой подписания контракта, поскольку таким образом соискатель получает возможность спроектировать некоторые из условий и отобразить правки в трудовом договоре);
  • составление, обсуждение и подписание контракта между начальником производства и отобранным кандидатом;
  • выдача приказа руководством о принятии в рабочий штат нового сотрудника (в приказе указывается вакансия, которая подлежит замещению, тип занятости, а также дата выхода на службу);
  • внесение данных о приеме на работу в трудовую книжку (это необязательно, поскольку многие фирмы практикуют заполнение трудовых книжек уже после расторжения контракта в процессе оформления увольнения);
  • формирование личного дела служащего.

Пакет бумаг

Пакет документов необходимые для устройства на работуВсе документы, которые могут пригодиться при оформлении на работу, можно условно разделить на основные и факультативные.

Основные бумаги должны содержать:

  • гражданский паспорт;
  • присвоенный номер индивидуального страхования;
  • подтверждение профиля, по которому будет происходить трудоустройство;
  • военный билет для военнообязанных граждан.

Список дополнительных бумаг законодателем не ограничивается и работодатель, в зависимости от вида производства, может самостоятельно устанавливать список документов, обязательных к предоставлению. Данный перечень может содержать заключение о прохождении медицинской комиссии, справку о судимости или другие бумаги. Прием на работу несовершеннолетних граждан подразумевает обязательное предоставление согласия родителей, а если возраст кандидата менее 14 лет, то дополнительно потребуется письменное разрешение органов опеки и попечительства.

Еще одна группа бумаг – это официальные выписки и справки, которые были получены по месту предыдущей работы. В этот список возможно включить характеристики, справки о доходах или выписки касательно выполняемых ранее работ.

Практическая фиксация

Размер заработной платыПосле того, как от кандидата будут получены все требуемые бумаги, стороны могут приступать к фактическому составлению контракта. Согласно требованиям трудового законодательства, соглашение может иметь исключительно письменную форму с изготовлением двух экземпляров, один из которых остается у работодателя, а второй – вручается под подпись уже принятом работнику.

Кроме соблюдения формы соглашения, нужно отобразить в содержании документа основные моменты:

  • территориальное расположение производства, в стенах которого сотрудник будет выполнять свои служебные обязанности;
  • указывается должность, которую будет замещать служащий с отображением всех обязанностей;
  • порядок начисления и размер зарплаты, с уточнением оклада, а также обязательных дополнительных финансовых выплат;
  • установленный режим работа-отдых;
  • испытательный срок, если таковой требуется и его продолжительность;
  • длительность действия контракта.

Дополнительные нюансы предусматривает прием на работу иностранных граждан. Кроме всех вышеуказанных бумаг, соискателю придется предоставить документы, подтверждающие законность пребывания кандидата на территории РФ, а также допустимая длительность законного нахождения в России. Некоторые из видов работ также требуют покупки рабочего патента с ограниченным сроком деятельности.