Порядок и особенности приема на работу инвалида

Оформление документов на прием на работу инвалида несколько отличается от трудоустройства обычных граждан. Необходимо помнить, что такие люди имеют серьезные проблемы со здоровьем, поэтому заниматься они могут только определенной деятельностью с учетом своих особенностей. Специалисты отдела кадров должны внимательно ознакомиться с предоставляемыми гражданином документами и подобрать работу, где инвалид сможет трудиться с учетом рекомендаций медиков. Если условия на рабочем месте не подходят инвалиду, то оно должно быть переоборудовано.

Прием на работу инвалида 

Льготы и компенсации

Продолжительность рабочего времени для инвалидовВ отличие от обычных сотрудников, человеку, получившему инвалидность, нужно создавать более удобные условия для выполнения трудовых обязанностей. По российским законам, работающим инвалидам предоставляют ряд льгот:

  1. Определены пределы по длительности рабочего времени. Так инвалида 2 и 1 групп не разрешено привлекать к работе более чем на 35 часов в неделю. Инвалида 3 группы эти льготы не затрагивают.
  2. Разрешено участие в сверхурочной работе только после получения письменного согласие самого сотрудника и при отсутствии запрещений со стороны медиков.
  3. Ограничена работа в ночное время, а также в выходные и праздники.
  4. Установлены льготы при получении очередного отпуска. Инвалид обязан отдыхать не менее 30 дней в году. При желании, он может получить и отпуск за свой счет на период до двух месяцев.
  5. Увеличен налоговый вычет по НДФЛ до 500 рублей – для инвалидов 1 и 2 групп.

Если для проведения каких-либо работ требуется письменное согласие, работодатель вначале под роспись знакомит сотрудника-инвалида с его правами и разъясняет, что тот может отказаться от поступившего предложения. Так оформляют ночную смену, сверхнормативную работу. Только после дополнительного ознакомления со своими правами работник пишет согласие на выполнение работ.

Определение квоты на трудоустройство инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидовКвота для приема на работу инвалидов позволяет создать резерв на рабочие места и подобрать работу лицам, имеющим ограниченные возможности. Зачастую им сложнее найти подходящее место, чем обычным людям. Поэтому государство стремится оказать помощь в трудоустройстве, устанавливая квоты. Этот процесс регулирует региональное и местное законодательство и затрагивает крупные предприятия с персоналом более 35 человек. Расчет квоты производят от численности сотрудников. Показатель может отличаться в разных субъектах страны и составлять от 2 до 4 процентов. Некоторые компании состоят из нескольких подразделений, располагающихся в различных регионах. В таком случае квотируемые рабочие места определяют по количеству сотрудников каждого подразделения.

Важно! При подсчете средней численности не принимают к учету сотрудников, трудящихся на вредных и опасных для здоровья должностях. Такие рабочие места оставлять для работы инвалидов не разрешается, и при установлении квот они не участвуют.

Установление квоты работодателю для приема на работу инвалидов находится под контролем службы занятости, в которую он должен направлять отчеты, касающиеся поступления и увольнения сотрудников с ограниченными возможностями. Если на предприятии имеется вакансия по квоте, администрация обязана предоставить это место инвалиду при первом обращении. Если гражданин был направлен на квотируемую работу службой занятости и не подошел по профессиональным качествам, его могут не принять. В этом случае в направлении руководитель должен проставить соответствующую отметку. И служба занятости займется подбором другой кандидатуры.

Читайте также  Методы проверки сотрудника службой безопасности при приеме на работу

Документальное подтверждение инвалидности

Образец справки об инвалидностиДля того чтобы воспользоваться льготами сотрудник-инвалид должен подтвердить состояние своего здоровья. Поэтому при оформлении на работу в обычный пакет документов нужно включить дополнительные подтверждающие справки. Одной из них является справка об инвалидности, выдаваемая бюро медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ). В ней указывают группу инвалидности человека и срок, на который она установлена. Оформив инвалида на работу, кадровикам необходимо держать под контролем срок окончания действия справки. К этому моменту гражданин должен пройти переосвидетельствование и привезти новый документ, по которому состояние здоровья может измениться. Например, если у человека была третья группа инвалидности, МСЭ после осмотра может присвоить вторую. Встречаются случаи, когда состояние человека улучшается. Соответственно, изменятся его права на получение льгот.

Другим документом, предоставляемым при трудоустройстве, является индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее – ИПРА). Её выдают в МСЭ. Она включает мероприятия для восстановления здоровья гражданина. Для руководителей выполнение всех пунктов ИПРА не является обязательным. Он может это делать, исходя из своих возможностей, о чем ставится отметка в документе. Если есть возможность провести другие реабилитационные мероприятия, работодатель вносит предложение об этом в МСЭ. После рассмотрения их медицинскими специалистами мнение работодателя может быть учтено при формировании ИПРА. Если сотрудник-инвалид отказывается выполнять мероприятия, включенные в ИПРА, работодателю следует получить от него письменное заявление по этому вопросу. Тем самым он снимает с себя ответственность за невыполнение разработанной программы.

Непредставление сотрудниками справок МСЭ

Льготы инвалидам при покупке лекарствСпециалисты отдела кадров должны скопировать документы инвалида и хранить их в личном деле. Приносить справки об инвалидности и озвучивать состояние своего здоровья гражданин может, но не обязан. Если на работе условия и так хорошие, а льготы не существенные, отдельные инвалиды не представляют справки работодателю и трудятся наравне с обычным персоналом. Они предпочитают использовать свои льготы только при покупке лекарств, оплате коммунальных услуг, проезде в общественном транспорте. Непредставление работником документов об инвалидности снимает с руководителя предприятия ответственность за несоблюдение требований при приеме инвалидов на работу.

Читайте также  Порядок и особенности прохождения психиатрического освидетельствования при приеме на работу

Особенности составления трудового договора

Инвалидность сотрудника и условия, которые работодатель обязан создать на его рабочем месте, необходимо отразить в трудовом договоре. В этом документе записывают дополнительные льготы, гарантированные государством и внутренними положениями предприятия:

  • Длительность рабочего времени.
  • Создание условий для выполнения программы ИПРА.
  • Сохранение размера зарплаты при сокращении времени работы.

Нередко предприятия и организации используют в своей деятельности труд инвалидов-надомников. Такая форма работы часто выгодна обеим сторонам. При оформлении трудового договора с надомником нужно включить определение отдельных особенностей:

  • Территориальное расположение рабочего места.
  • Порядок поставки материалов, оборудования.
  • Периодичность составления отчетности и сдачи работы.
  • Дополнительные компенсации работнику.

В случае удаленного нахождения работника допускается подписание копий документов или оформление их в электронном виде. Но в дальнейшем оригинальные экземпляры договора необходимо отправить почтой.

Льготы по оплате страховых взносов

Форма 4-ФССОсновное снижение обязательных выплат касается взносов в ФСС по страхованию от несчастных случаев. В 2018 году работодатели, у которых трудятся сотрудники – инвалиды, имеют право на оплату взносов в размере 60% от начисленного размера их зарплаты. Информация об этой льготе заносится в отчетную форму 4-ФСС. Обязательным условием применения льготы является предоставление сотрудником справок из МСЭ. В 2012-2014 годах действовали уменьшенные тарифы по страхованию и в других фондах. В настоящее время они отменены, и страховые взносы уплачиваются полностью.

Ответственность за нарушения прав инвалидов

Встречаются руководители, которые игнорируют установленные квоты и отказывают инвалидам в трудоустройстве, не стремятся создать для них комфортные условия труда. Таких работодателей привлекают к административной ответственности с наложением штрафов. Устанавливаются они и за несвоевременное предоставление отчетности в службу занятости о выполнении квоты. Причем, все эти наказания не отменяют выполнение обязанностей работодателя, связанных с трудоустройством инвалидов.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 938-51-16 (МСК), +7 (812) 425-68-97 (СПБ)
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации